В качестве предшественников экзистенциализма историки называют датского мыслителя в. Кьеркегора, русских философов Н. Круг предшественников экзистенциализма может быть расширен, поскольку центральная проблема экзистенциализма — мир человеческой личности, мотивы одиночества, ответственности, отчуждения и свободы близки всей европейской культуре. Манифестом экзистенциализма стали книги и статьи К. Хайдеггера, написанные ещё в 20—е годы, но ставшие общественным явлением в первые десятилетия после победы над фашизмом. Новый толчок развитию дала деятельность Ж. Камю, связавшим экзистенциализм с животрепещущими проблемами послевоенного времени. Для всех экзистенциальных концепций характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность.

Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Его главными представителями являются немецкий философ Карл Ясперс и французский мыслитель Габриэль Марсель. Однако философски он не менее значителен и дает гораздо более здоровую духовную пищу. Ясперс родился в году. Он специализировался сначала на медицине и психиатрии. Однако вскоре интерес к философии побуждает его стать профессиональным философом. Ясперс является также автором нескольких книг о Ницше[].

Показана значимость исторической ситуации для философии Ясперса, видно, что его не покидает ощущение страха и беспокойства за будущее.

Или — шире —источниками, представляющими вообще проявления культуры. Уже в этом тезисе подразумевается разумность истории. А разумность предполагает и освоение индивидом как своего собственного бытия, так и бытия общественного. Эта целостность и создает духовно-психологическое единение людей, являясь базой их истинной коммуникации как подлинной, а не внешне принудительной, основой формирования некой их общности.

Ясперсом экзистенции как свободы — сущностная дефиниция главного понятия философии экзистенциализма. И в то же время свобода как экзистенция не есть не ограниченное ничем своеволие личности, а именно существование в обрамлении, в связанности разумом. Но не в том смысле, что разум, дух всецело определяет возможности бытийственного поведения экзистирующей личности. Скорее, напротив, экзистенциальное бытийствование последней так соотносится с воздействием на него бытийствование разумного начала, что повседневное поведение определяется рациональным началом ни в коей мере не в большей степени, чем началом экзистенциальным.

Именно в этом смысле свобода, по К. Я свободен становиться каждый раз тем или иным, и это зависит только от моего собственного выбора. Я ответственен не перед кем-то, а только перед самим собой.

Ясперс об истории и осевом времени Ясперс об истории и осевом времени В послевоенные годы Ясперс, с одной стороны, с растущей тревогой предупреждал об опасностях той пограничной ситуации, в которую все человечество ввергло атомное оружие. В послевоенные годы Ясперс, с одной стороны, с растущей тревогой предупреждал об опасностях той пограничной ситуации, в которую все человечество ввергло атомное оружие. С другой стороны, он вьвдвинул идею"осевого времени","осевой эпохи" , которую исторически связал с возникновением христианства и других мировых религий и суть которой усматривал в следующем: В этом смысле был сделан переход в универсальное".

В основе философии истории Ясперса лежит идея единства, целостности исторического бытия человечества, которое имеет"единственный первоисток и одну цель" .

Отчаяние, страх и свобода как характеристики подлинной экзистенции у С. Кьеркегора и К. Ясперса. Глава 2. Пред-полагание трансценденции.

Прежде всего, вопрос о том, является ли тревога эмоцией, предполагает определение самого понятия эмоция. Я хотел бы остановиться на рассмотрении этого вопроса в книге Симонова"Эмоциональный мозг", где приводится следующее определение эмоции: Мирошникова, посвященного психическому стрессу: Это восприятие, представляющее собой в первый момент бессознательную, интуитивную оценку, вызывает тенденцию к действию, переживаемую субъектом в зависимости от силы стрессора, в виде простого желания или интенсивной потребности сделать что-то для избежания или устранения стрессора.

Такой двигательный импульс с его психологическими и физиологическими коррелятами и есть эмоция". Майк Петрович Мирошников за микроскопом. Источник фотографии Очевидно, что и определение эмоции, данное Симоновым, и определение М. Мирошникова имеют прямое отношение к тревоге. Помимо рассмотрения применительно к тревоге самого понятия эмоции следует остановиться на том, как может рассматриваться соотношение тревоги и страха.

Разделение тревоги и страха ввел в психиатрию Карл Ясперс, для которого страх является важной частью экзистенциальных переживаний, в то время как тревоге Ясперс такого значения не придавал. Вальтер Польдингер Источник фотографии И в настоящее время во многих работах поддерживается принципиальное различие между тревогой и страхом, тогда как в других различие между тревогой и страхом представляется как разница в выраженности одного и того же явления.

Соответственно, меняется и словоупотребление в английском соответственно при первом подходе слово принципиально отлично от , во втором или применяется при различной выраженности одного и того же явления. При любом из этих подходов, говоря о тревоге, мы имеем дело с эмоцией. При этом моем представлении страх отличается от тревоги не только количественно, но также тем, что при страхе, наряду с увеличением интенсивности тревожных явлений, возникает ограничение тревоги определенной областью.

Триада К. Ясперса Совпадение начала

Ясперса о самоубийстве в разные периоды его творчества было разным. Оно изменилось как по способу рассмотрения 1. Можно выделить четыре периода.

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ (нем. die Grenzsituation) — понятие философии Ясперса. Пограничная ситуация — смерть, страдание, страх, вина, борьба.

Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций.

Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия: Хайдеггер перенес акцент на бытие:

Научные обсуждения

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Человеку, как правило, удается побороть свой страх, если он выяснит характер опасности, найдет средство ее устранения.

Если же источник опасности является неопределенным или неосознанным, то эмоция страха перерастает в эмоциональное состояние тревоги. Нет единого определения тревоги.

Разделение тревоги и страха ввел в психиатрию Карл Ясперс, для которого страх является важной частью экзистенциальных переживаний, в то время.

Карл Ясперс Предисловие к первому изданию Эта книга — обзор общей психопатологии как целостной области науки со своим набором фактов и точек зрения. Кроме того, она может служить введением в существующую литературу. Моя задача состояла не в изложении догм, а в том, чтобы представить проблемы, способы постановки вопросов, методы; я не столько разрабатывал теоретически обоснованную систему, сколько стремился к методологическому порядку.

В психопатологии существует целый ряд подходов, множество одинаково правомерных, но никак не соприкасающихся друг с другом путей. Я видел свою цель в разделении этих подходов, в их точной дифференциации; я стремился систематизировать все эмпирически обоснованные направления, все области, представляющие интерес для психопатологии. Я заинтересован в том, чтобы в поле зрения читателя оказалась, по возможности, психопатология в целом, а не просто отдельные частные мнения, школы или модные течения.

Во многих областях психопатологии исследования все еще находятся на уровне констатаций и не вышли за рамки накопления не связанных друг с другом фактических данных; часто исследователи лишь нащупывают пути для продвижения вперед. Поэтому в процессе обучения опасно ограничиваться одним лишь материалом; прежде всего, необходимо овладеть психопатологическим образом мышления, научиться наблюдать, задавать вопросы, анализировать с тех позиций, которые характерны именно для психопатологии.

Моя задача заключалась в том, чтобы помочь студентам упорядочить свои знания, дать им точку опоры, которая позволила бы верно оценить новые, не наблюдавшиеся прежде феномены и найти должное место для всякого нового знания.

Ранний Ясперс: рождение экзистенциализма из духа психиатрии

У Дильтея основанием герменевтики становится психология: В различных вариантах историцизма ставится задача постижения индивидуального как тотальности. Феноменологическая психология и психиатрия ставили перед собою ту же цель, но решали ее иными средствами. В начале века появляются работы Е.

Ясперс утверждал следующее: смерть, это отсутствие жизни, т.е. На мой взгляд, этот страх скорее правильно назвать тревогой, т.к.

Экзистенциалии - способы человеческого существования, категории человеческого бытия; у Хайдеггера это прежде всего страх , затем - бытие-в-мире, забота, понимание , настроенность, заброшенность. Экзистенциализм - существование, или философия существования, - направление в философии иррационализма, возникшее в нач. Нужно различать три формы экзистенциализма: Его философия - это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику.

Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России Шестов, Бердяев , после первой мировой войны в Германии Хайдеггер, Ясперс, Бубер: Для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики Дильтей , обращение к объекту Гуссерль , возрождение метафизики Н. Гартман и идея философской антропологии Шелер.

Во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во Францию, где он представлен гл. Жаном Полем Сартром и Габриэлем Марселем. Одиночество человека перед лицом Бога, признанное Кьёркегором см.

Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

Страх переносится наработу: нужно трудиться больше и лучше, чтобы не быть Выход Ясперс видит в принятии личностью религиозной философии .

Одним из первых мыслителей, который начал разработку темы экзистенциальной коммуникации, был немецкий философ Карл Ясперс Хотя обычно философы-экзистенциалисты тяготели к более свободному изложению своих мыслей, Ясперс не совсем вписывается в общую картину. Оно противится всякой абсолютизации, избегает формул и определений, является не утверждением чего-либо, а призывом к тому, чтобы осознанно быть собой. Тем не менее, несмотря на попытки избежать влияния объективизма, Ясперс всё же испытывает влияние немецкой классической традиции с её тенденцией к систематизации.

Стремление ясно выражать иррациональное весьма характерно для него. Довольно запутанная ситуация складывается также и при попытке Ясперса прояснить отношения философии и религии. Большинство экзистенциальных философов, размышлявших о возможности диалога и коммуникации между людьми, принадлежало к религиозному направлению Бубер, Марсель, Бердяев. Каждый из них принадлежал к определенной религиозной традиции, пусть их философствование всегда и выводило их за пределы ортодоксальности.

Но в случае с Ясперсом ситуация гораздо сложнее. Его размышления не проистекают из религиозного мировоззрения. Более того, в своих произведениях он не раз указывает на свое неприятие претензий любой религии на свою исключительность, и христианство он приводит как один из наиболее ярких примеров этого. В качестве иллюстрации этого, мы можем указать на его близость к идеям протестантской теологии, к которой среди его современников принадлежали Рудольф Бультман и Пауль Тиллих.

Это неудивительно, поскольку дух протестантизма в той или иной мере оказал влияние на большинство немецких философов. В чем же он выражается?

Сёрен Кьеркегор о личности.

Карл Ясперс родился 23 февраля года; его отец, юрист, впоследствии — директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать — из местного крестьянского рода. В семье чтили традиции и порядок, но в религиозном отношении для отца был характерен индифферентизм, который в юности разделял и его сын. В году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако проучившись три семестра, он перешел на факультет медицинский, который окончил в году; в году Ясперс получил степень доктора медицины.

В основе философии истории Ясперса лежит идея единства, . Даже страх перед глобальной катастрофой, которым охвачены многие люди, должен.

Ясперс Основоположник немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер был учеником Гуссерля. Формирование его философского мировоззрения пришлось на сложное время е годы , полное не только внешними событиями, - время, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Киркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлин, Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.

Хайдеггер считает, что смысл человеческому существованию придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия в экзистенциализме вообще проблема времени становится одной из центральных. Задача заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и человеком. Утверждая единство времени и бытия, Хайдеггер доказывает, что ничто сущее, кроме человека, не знает о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с нею и само бытие.

Причем время неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность времени можно раскрыть лишь в его отношении к человеку. Эта временность выступает у него даже не как способ бытия человека, а как само это бытие, то есть превращается им в субъект. Время имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью.

А.М.Руткевич. «Понимающая психология» К. Ясперса

К содержанию номера Философия и психопатология - научное наследие К. Особое внимание было уделено анализу ясперсовской концепции соотношения философии и науки. В его ранних удивительно проницательных методических исследованиях психопатологически значительных феноменов как, например, в его исследовании феномена ревности он признает метод феноменологии научным, с целью обострения различия методов понимания и объяснения. Ясперс не только выступил против сциентистских требований, но и принципиально отверг недружелюбное и критическое отношение к науке.

В мире над нами стремятся господствовать силы, которые сбивают нас с ног и повергают в прах: страх перед будущим, опасение за то, к чему ты.

Человек и история в экз. Смысл и назначение истории: Вступая в последнее десятилетие века и подводя итоги столетнего философского развитие, мы можем, мне думается, среди наиболее выдающихся мыслителей, назвать немецкого философа Карла Ясперса. Карл Ясперс родился 23 февраля года; его отец, юрист, впоследствии - директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать - из местного крестьянского рода. В семье чтили традиции и порядок, но в религиозном отношении для отца был характерен индифферентизм, который в юности разделял и его сын.

В году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет.

The 100 Jasper Jordan Tribute